После выборов иностранные друзья Швеции задаются вопросом: не будут ли «Шведские демократы» подрывать решимость Швеции противостоять российской агрессии? Эта партия добивается успехов в тот момент, когда Россия начинает свои самые масштабные со времен холодной войны учения.
Мировая общественность не осознавала до самого недавнего времени — вплоть до того, как «Шведские демократы» добились такого успеха на прошедших в это воскресенье выборах — что нам приходится принять неудобный факт: даже такое либеральное общество, как шведское, не обладает иммунитетом к ненависти и нетерпимости.
Возможно, какой-нибудь политический эксперт в будущем выведет точную формулу, описывающую, как уровни миграции коррелируют с националистическим популизмом. Что касается Швеции, то приток мигрантов в эту страну — самый большой в Европе на душу населения. Но мы также очень хорошо знаем, что некоторые страны — особенно страны Вышеградской группы — проголосовали за «либеральную демократию», и не подвергаясь наплыву мигрантов. <
Лишь одно более-менее ясно в условиях той патовой ситуации, которая сейчас сложилась в Стокгольме между традиционными левым и правым блоками: образовать правительство, так или иначе не включив в него «Шведских демократов», будет очень сложно. По счастью, Швеция — очень хорошо развитая демократия, и так же, как Нидерланды, которым недавно пришлось прибегать к помощи временного правительства, она в состоянии пережить политическую неопределенность, которая оказалась бы полной катастрофой для других стран. Большой риск, который может проявиться в более отдаленном будущем, состоит в другом. Во времена радикальных изменений защищать статус-кво — доля незавидная. Мы раньше уже могли видеть, как экстремальные националистические партии в Европе используют парадоксальные и тщеславные надежды правительств добиться интеграции, при этом продолжая вести противоречивую политику мультикультурализма.
Теперь, когда эти партии добиваются успехов по всей Европе и даже за пределами нашей части света, ряд политических и культурных табу был разрушен. Больше не считается постыдным защищать интересы коренного населения от экономических беженцев или даже от тех, кто ищет убежища в связи с войной или другими подобными обстоятельствами. Представление о том, что гуманистические или прогрессивные взгляды в конечном итоге победят, оказалось чрезмерно оптимистичным. Людям легко притворятся толерантными, если они не чувствуют угрозы быстрых перемен в социальной, политической или демографической сферах.
<
Наша прошлая ксенофобия стала социально неприемлемой в последние десятилетия, но она не исчезла. Всплески расистских высказываний, последовавших в Великобритании после референдума по Брекситу, были просто шокирующими. Но, несмотря на искреннюю надежду, например, на образование, которое должно было изгнать предрассудки из грядущих поколений, никакого существенного улучшения во взглядах так и не последовало.
Алексис де Токвиль (Alexis de Tocqueville), французский философ 19 века, заметил, что «самый опасный момент для плохого режима — когда он начинает реформироваться». Но сегодня, спустя три послевоенных поколения «хорошего режима», мы стали свидетелями противоположного. Западные демократия становятся все более открытыми для всех групп давления. А общество с нестабильной толерантностью по определению очень уязвимо перед сознательными провокациями и нетерпимостью.
Недовольные представители правого крыла — иногда открытые расисты, но среди них есть также и люди, которые просто испуганы и раздражены резкими изменениями. Мы также сталкиваемся с протестом против мультикультурализма и политической корректности. Это приводит к желанию шокировать разжигающими ненависть высказываниями или даже нарушать табу, связанные со свастикой или нацистским приветствием. Доказательства этому мы видели в Хемнице в восточной Германии в конце августа.
Что же мы можем сказать о миграции в будущем? Непривычно высокие температуры этим летом, надеюсь, станут предостережением, особенно для отрицающих климатические изменения представителей «Шведских демократов». В настоящий момент число беженцев, перебирающихся через Средиземное море, возможно, относительно невелико, но глобальное потепление вполне может привести к тому, что продовольственное снабжение Африки будет нарушено, и континент начнет страдать от нехватки воды. В свою очередь это может вылиться в увеличение потоков беженцев, стремящихся в спасательную шлюпку Европы.
Почти 30 лет назад я закончил одну книгу рассуждениями о том, какую роль вооруженные силы обороны могут играть в будущем мире, охваченном борьбой за воду и страдающем от экологической катастрофы. Не получат ли они задание защищать границы от массовой миграции с юга? Надеюсь, тут я ошибаюсь.
Оборона остается еще одним острым вопросом на фоне результатов выборов в Швеции. Точно так же, как и почти все правые экстремисты в Европе, «Шведские демократы», похоже, восхищаются Владимиром Путиным, который часто и сам разыгрывает карту исламофобии и критического отношения к миграции. А «Шведские демократы», в свою очередь, получают поддержку российского телеканала RT (бывший Russia Today). Позиция «Шведских демократов» усилилась еще больше, и хотя в парламенте они пока в меньшинстве, это стало началом очень нестабильного периода. В ближайшее время российские силы начинают свои учения «Восток», в которых будет участвовать 300 тысяч человек. Речь идет о самых масштабных маневрах со времен апогея холодной войны. Учения пройдут, начиная с Дальнего Востока, куда будут привлечены также китайские войска, до самого Калининграда и Балтийского моря.
НАТО, в свою очередь, запускает собственные осенние учения «Единый трезубец» (Trident Juncture), где будут участвовать 40 тысяч солдат, в том числе из не входящих в альянс Швеции и Финляндии. Эти учения могут быть особенно раздражающими для россиян, поскольку основываются на легенде о вторжении в Норвегию по «сценарию пятой статьи» (пятая статья устава гласит, что все страны НАТО должны помогать стране-члену альянса, в случае, если на нее напали«). А это можно истолковать как то, что Швеция и Финляндия также присоединяются к этой ключевой статье устава НАТО.
В связи со всем этим возникает вопрос, которым сейчас следует задаться иностранным друзьям Швеции. Будут ли «Шведские демократы», которые громогласно транслируют свое толкование патриотизма, делать все, что могут, чтобы подорвать решимость собственной страны противостоять российской агрессии в Северной Европе? Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
|