Готов ли Ахметов променять Мариуполь на Таганрог?
Несмотря на продолжающиеся боевые действия, многие предприятия Донбасса продолжают работать. Однако даже те, которые напрямую не пострадали от обстрелов, не имеют возможности выйти на довоенный график. Из-за повреждения железнодорожных путей и станций (главным образом вокруг Дебальцево – крупнейшего транспортного узла Донбасса) заводы не могут не только получать сырье, но и отправлять готовую продукцию. Вся логистика Донбасса по-прежнему завязана на Украину. Кроме того, основным портом, через который осуществляется вывоз грузов, остается Мариуполь, путь к которому проходит через линию фронта.
На совещании директоров промышленных предприятий министр транспорта ДНР Семен Кузьменко сообщил: «У нас образовалась пробка в 5 тысяч вагонов. В Ясиноватой разбомблены пути, Углегорск разбомблен, Горловка, Дебальцево разбомблены. Станция Скотоватая стоит, там огромное количество вагонов».
В интервью РИА «Новости» Кузьменко подчеркнул, что полная остановка железнодорожного сообщения противоречит как экономическим интересам самой Украины, так и интересам олигархов, работающих с предприятиями Донбасса или имеющих там активы. По его словам, «выстраивая логистику на будущее, не стоит учитывать логистику через Украину. Те, кто пришел к власти в Киеве, не имеют задачу сохранения промышленности, они имеют задачу ее демонтажа».
Отсутствие сбыта означает и отсутствие живых денег. А это ведет к тому, что предприятиям нечем платить зарплату. Сотрудников ждут увольнения. «Сырья осталось на трое суток. Если не будет, остановлю завод, 620 человек выкину на улицу», - сообщил на упомянутом совещании начальник объединения «Донецккокс» (входит в группу «Метинвест» Рината Ахметова) Сергей Клячик.
Глава администрации ДНР Максим Лещенко порекомендовал промышленникам начать работать через Россию. Так, по его словам, поставку руды на Енакиевский металлургический комбинат можно организовать с предприятий Алишера Усманова, а вывозить готовую продукцию - через российские азовские порты – Таганрог и Темрюк. «Мы получили согласование в России, станция Гуково для нас открыта. Мы можем работать не через линию фронта, которая постоянно обстреливается, а через нормальную границу», — заявил Лещенко.
Задолго до войны многие предприятия Донбасса были выкуплены россиянами или имеют значительную долю российского капитала. Так, например, группе российских инвесторов подконтролен холдинг «Индустриальный союз Донбасса» (владеет такими гигантами, как Алчевский металлургический комбинат, Алчевский коксохимический завод, Днепровский металлургический комбинат имени Ф. Э. Дзержинского), «Роснефти» принадлежит Лисичанский НПЗ, а «Атомэнергомаш» (входит в состав «Росатома») владеет контрольным пакетом краматорской «Энергомашспецстали». Россиянам также принадлежит половина «Запорожстали». Можно вспомнить и о том, что совладелец «Метинвеста» Вадим Новинский также является российским гражданином.
В связи с этим возникает ряд вопросов. Насколько реальна переориентация промышленности Донбасса на Россию, учитывая, что ДНР и ЛНР остаются непризнанными государствами, а многие владельцы предприятий, как тот же Ринат Ахметов, продолжают сохранять лояльность Киеву? Готов ли к этому российский капитал, тем более в нынешних условиях? Насколько сами украинские олигархи могут повлиять на киевские власти, чтобы не допустить остановки и разрушения своих заводов и комбинатов?
Политолог Алексей Блюминов не верит в возможность переориентации:
- Экономика Донбасса - это неотъемлемая часть единого украинского народнохозяйственного комплекса. Это единые производственные цепочки. Сырье для меткомбинатов идет из Днепропетровской и Запорожской областей, транспортная логистика завязана на украинские порты и железную дорогу. Все сделки заключаются через Киев и проходят через украинские банки. Все офисы продаж и наработанная база по зарубежным контрактам также на территории Украины. Коды товарной продукции донецкого региона тоже украинские. Это значит, что никуда Донбасс от Украины а Украина от Донбасса в обозримой перспективе не денутся. Экономическое обособление, о котором говорит министр ДНР - это что-то из области фантазий. Не думаю, что в Москве это поддерживают. Скорее, нет.
Кроме того, переориентация на Россию бессмысленна, исходя из текущей структуры украинского экспорта и его геолокации. России не нужно столько металла, угля и т. д.
Именно поэтому Москва пытается встроить донецкую олигархию в проект новой децентрализованной Украины.
— А как насчет интереса к промышленности Донбасса со стороны отдельных представителей российского бизнеса?
- Те предприятия Донбасса, которые реально интересны российскому бизнесу, уже давно включены в производственные цепочки крупных российских ФПГ. Как, например краматорский завод, обслуживающий Росатом. Или «Лугансктепловоз». Без сомнения, в будущем и Россия, и ДНР с ЛНР, и новое киевское руководство будут делать все, чтобы это положение сохранить.
— А если все же представить себе полный уход экономики Донбасса из Украины, насколько сохранится статус того же Мариуполя как важнейшего порта?
- В случае гипотетического полного экономического разрыва с Украиной Мариуполь как торговый порт просто умрет. Как и Одесса, кстати. Легализация морских грузов - это огромная по объемам вложений и трудозатрат работа, которая сейчас никому не нужна. Выгоднее все оставить, как есть.
— А могут ли собственники предприятий повлиять на ход боевых действий? Есть версия, что одной из причин того, что Мариуполь не был взят осенью, стало то, что там сосредоточены интересы того же Ахметова….
- Я считаю такой поворот маловероятным. В Киеве плевать хотели на интересы Ахметова. Возможный урон его мариупольским активам только на руку конкурентам. Политическое влияние Ахметова на данный момент недостаточно для лоббирования такого рода решений.
Хотя я допускаю, что отказ от лобового штурма Мариуполя был вызван не только военными соображениями, но и учетом интересов Рината Леонидовича. Но, повторюсь, это касается мотивации руководства ДНР и России, а не Киева.
Иного мнения придерживается политолог Ростислав Ищенко:
- На данном этапе переориентация неизбежна. Регулярное транспортное сообщение с Украиной практически прервано в ходе войны. Украинская экономика умерла. Конечно, добывающая отрасль чувствует себя несколько лучше, чем высокотехнологичное производство, но и оно в условиях дефицита энергоносителей и электроэнергии, ухода части рабочих в бега (от призыва в армию), финансового кризиса, не способно гарантировать ритмичную работу и регулярность поставок.
Кроме того, поставки сырья с Украины и выход на рынки через украинские порты могут быть в любой момент закрыты политическим решением (причем, не обязательно центральных властей). Наконец, гражданская война готова в любой момент полностью накрыть Украину, превратив всю ее территорию в зону активных боевых действий. Любое предприятие-поставщик, любой порт, любой железнодорожный узел могут быть просто уничтожены в ходе войны. По сути, выстраивание хотя бы относительно надежной логистики через Украину в ближайшие год-два технически невозможно.
Что касается готовности олигархов пойти на такое решение, то там, где владелец предприятия не решится на смену логистики, там предприятие либо закроется, либо у него будет другой владелец.
— Готовы ли российские комбинаты работать с предприятиями Донбасса?
- Когда-то российский бизнес активно боролся за участие в приватизации промкомплекса Донбасса, но не был к ней допущен политическим решением Киева. Очевидно, до войны эти активы продолжали сохранять привлекательность, хоть и не такую, как в начале 90-х. Сейчас определить их стоимость сложно. Это будет зависеть от того, когда закончится война, и как быстро будут имплементированы в международное право ее результаты.
Но, очевидно, российский бизнес может рассчитывать, на то, что российская власть все равно примет посильное участие в восстановлении Донбасса, поскольку только обеспечив рабочие места на родине, можно избежать многомиллионного потока вынужденных переселенцев. В Донбассе должен же кто-то жить, а значит, и работа должна быть. Донбасс – традиционно промышленный регион, за счет развития сферы обслуживания и курортного бизнеса не выживет. Значит, надо будет восстанавливать именно промышленность, вписывая ее в российский производственный комплекс. Ну а там, где есть государственный интерес, бизнес свой интерес найдет.
— Имеет ли Мариуполь для ДНР стратегическое значение? Возможно ли, что в обозримом будущем он перейдет под контроль ополчения?
- Не знаю, в какой перспективе, но ополченцы (или как они к тому времени будут называться) возьмут все, даже Львов (если раньше его не возьмут поляки). Потому что без окончательного уничтожения нынешней украинской власти победа ополчения невозможна (ее нельзя закрепить юридически). Но никто не знает, в каком состоянии будет мариупольский порт после освобождения, а главное, когда город освободят – через неделю или через полгода. А работать-то надо уже сейчас. И логистика выстраивается не на один день. Отсюда и рекомендация работать через Таганрог.
— Есть версия, что осенью Мариуполь не позволили взять потому, что существовала некая договоренность об этом с Ахметовым и другими олигархами. Насколько верна эта версия?
- Сверхдержавы с Ахметовыми не договариваются и городами с олигархами не расплачиваются. Мариуполь не взяли потому, что силами ополчения его было невозможно удержать. Сил было мало, а он находился слишком далеко от основной донецко-лунанской агломерации. На севере (Донецк, Горловка, Макеевка, Енакиево, Дебальцево, Луганск) – сплошная жилая застройка. А Мариуполь отделен от нее протяженными степными районами. У ополчения просто не хватило бы сил для создания достаточных группировок для защиты Донецка, Луганска, Мариуполя и для контроля единственной дороги, связывавшей Мариуполь с Донецком. Взять Мариуполь означало подставиться под контрудар и потерпеть жесточайшее поражение. Вот его и не взяли.
— Сотрудники Авдеевского коксохимического завода, входящего в группу «Метинвест» Рината Ахметова, попросили президента Украины Петра Порошенко вывести из города военных на основании того, что, ведущие огонь по ополченцам силовики получают «ответку» в жилые дома и промзоны, в том числе, в их завод. Могут ли в данной ситуации собственники предприятий оказать давление на Киев?
- Не могут. Идет война, а на войне, соблюдаются интересы в первую очередь армии, ведущей боевые действия. Это в равной степени относится и к Донецку, и к Авдеевке. По Донецку стреляет украинская армия, потому что город занят частями армии ДНР. По Авдеевке стреляют ополченцы, потому, то там украинская армия. Точно так же, как ополчение не уйдет из Донецка, как бы сильны ни были обстрелы, так и киевские войска не уйдут из Авдеевки из-за того, что война мешает мирному населению. Их можно только выбить. Или заставит удрать, если будет разрушен фронт, и они окажутся под угрозой окружения. Вариант «ушли, потому что жителям мешали» - из области ненаучной фантастики.
Политолог Владимир Корнилов считает, что вопрос заключается не в том, захотят ли владельцы предприятий Донбасса переориентировать свой бизнес в случае де-факто независимости ДНР или нет, а в том, смогут они это сделать или не смогут.
- Если сама Украина перекрывает границы для ввоза/вывоза продукции и сырья, то у олигархов нет выбора: захотят/не захотят. У них появляется выбор: выживут их предприятия в новых условиях или не выживут. Те, кто не сможет переориентировать бизнес и логистику, вынужден будет либо закрыть предприятие, либо продать его.
— А как насчет российского бизнеса?
- Российский бизнес и до войны был не слабо представлен в экономике Донбасса. Если появятся перспективы долгосрочного мира и мирного развития региона, то, безусловно, немало российских бизнесменов проявит заинтересованность не только в сотрудничестве с крупными предприятиями Донбасса, но и в их приобретении. Особенно если украинские олигархи не смогут приспособиться к новым условиям ведения бизнеса.
— Можно ли в этом свете ожидать того, что ополченцы возьмут Мариуполь? Или призыв Лещенко пользоваться портами Таганрога и Темрюка намекает на то, что Мариуполь в ближайшее время взят не будет?
- Для нормального функционирования донецких предприятий-гигантов им, безусловно, необходим выход к морю. Но Таганрог в ближайшей перспективе не сможет стать полноценной заменой Мариуполю в этом смысле. Именно поэтому лидеры ДНР постоянно подчеркивают, что видят будущее своей республики в административных границах бывшей Донецкой области.
|